Великая Отечественная война. Эвакуация на Урал. Возвращение. (1941 – 1945)

   22 июня 1941 года буквально в каждом уголке нашей необъятной страны тревожным, щемящим сердце набатом прозвучало страшное слово – война! Из воспоминаний выпускника 1941 года Распопова Александра Константиновича: «Июнь месяц 1941 года. Сдаем зачеты за 3-ий курс. Вызывают в военкомат. Разносим повестки военнообязанным. Война. Вот и вздрагивают стены нашего техникума от разорвавшихся бомб на путях станции. Конец зачетов. Распределяют нас по основным депо Кировской железной дороги. Я в составе группы прикреплен к основному депо станции Кемь. Живем в товарных вагонах в тупике метрах в 400 от депо. Работаем в составе бригад. Ездим кочегарами. Езда турная (это значит, за паровозом прицеплен вагон, сутки на паровозе, сутки в вагоне и так от промывки до промывки, не заезжая в депо). На некоторых маршрутах, особенно в районе станций Сорокская, Идель и на севере от станции Лоухи, нас бомбят».

   С первых дней войны уходит на фронт начальник техникума Иван Дмитриевич Казьмин, военрук Александр Арефьевич Парфенов, преподаватели Владимир Георгиевич Траблер, Константин Васильевич Чиков, Иван Викентьевич Шульжицкий. Многие выпускники первых лет также отправляются на фронт.

   Техникум эвакуируют в Пермь, а затем на станцию Шаля Свердловской железной дороги. Студенты, под руководством опытных преподавателей завершили обучение ускоренной программе, шли на фронт, преимущественно в железнодорожные войска. В годы войны многие из них самоотверженно сражались на фронте, проявив мужество, героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, другие трудились в тылу, внося свой достойный вклад в дело победы над фашизмом.

   На новом месте организуется работа техникума, проводится прием учащихся на первый курс. Группами возвращаются с производственной практики учащиеся старших курсов, которые в ноябре – феврале 1942 года защищают дипломы. 37 выпускников техникума добровольцами после окончания ускоренного курса военных училищ уходят на фронт.

   Преодолевая трудности военного времени, преподаватели и учащиеся техникума прилагали большие усилия по организации учебно-воспитательного процесса. После учебных занятий работали на паровозо-ремонтном заводе, в порту на погрузочно-разгрузочных работах, на заготовке дров, оказывали помощь колхозникам в проведении посевных и уборочных работ, создали при техникуме свое подсобное хозяйство.

   Из воспоминаний выпускника 1944 года Бориса Александровича Шлыкова: «В 1940 году на момент моего поступления, в техникуме было организовано четыре группы первого курса, а эвакуировались с техникумом всего 19 человек, бывших первокурсников – уже студентов второго курса. Техникум был эвакуирован в последних числах августа (29 числа) 1941 года, то есть за 7-10 дней до массовой эвакуации всего населения с города Лодейное Поле. Первоначальное назначение было в г. Вологда, где тоже был железнодорожный техникум, но простояв на станции двое суток наши вагоны направили дальше на восток в г. Пермь. Вместе с нами туда же ехали студенты и преподаватели Волхостроевского техникума путевого хозяйства.

В здании Пермского механического техникума, кроме хозяев, разместилось еще три прибывших в эвакуацию техникума.

   Из 19-ти человек нашей группы было пятнадцать ребят и четверо девушек. Ребята были помещены для жилья в отдельное небольшое кирпичное помещение – освобожденную прачечную. Помещение для жилья было не подходящее. Очень сырое, но лучшего в этот момент ничего не было и пришлось мириться. Всю осень 1941 года мы прожили здесь, а на зиму за счет уплотнения, нас перевели в духэтажное общежитие, расположенное во дворе техникума.

   Первы три – четыре месяца никто из прибывших не знали где находятся родные, на письма не было никаких ответов – позднее выяснилось, что родные были также эвакуированы.

   После занятий ходили работать в порт и на паровозо-ремонтный завод в основном на погрузочно-разгрузочные работы. Хочется отметить, что не смотря на недоедание, тяжелую работу после занятий, дисциплина была очень хорошей, ни опозданий, ни пропусков уроков или неудовлетворительных знаний среди студентов не было. У всех было стремление во что бы то ни стало выстоять и успешно закончить техникум. Наиболее тяжелой была весна 1942 года. От недоедания силенок, конечно, было недостаточно. Проживая в общежитии на втором этаже без отдыха подняться в комнату уже не могли. Особенно это сказалось на рослых ребятах. У Глеба Бубляева, Николая Якубика начали опухать руки и их положили в больницу, а одного – Ларю Роженко, похоронили в Перми. Трех человек из нашей группы 1924 года рождения в начале 1942 года призвали в армию, двое вернулись после окончания войны и только один из них – Николай Якубик, после возвращения закончил техникум.

   После окончания второго курса всей группой были направлены для работы на лето в совхоз «Обва» Пермсой области.

   Затем наш техникум перевели на станцию Шаля Свердловской железной дороги, где было оборотное депо между Кунгуром и Свердловсом. Там наша группа в количестве четырнадцати человек в марте 1944 года окончила техникум. Вся работа по обслуживанию выполнялась самими студентами. Никому и в голову не приходило  жаловаться, когда в 30-ти градусный мороз одетые в лапти ребята шли в лес на заготовку дров, подвозку на санях к техникуму, распиловку и колку, или для подсобного хозяйства вспахать на целине определенную площадь под картофель, сходить пешком за двадцать километров в деревню и принести картофель для посадки.

   Из четырнадцати человек нашей группы, успешно окончивших техникум в 1944 году, один – Иван Алексеевич Тормазов, впоследствии полковник в отставке, был оставлен на преподавательскую работу, остальные были направлены для работы в Северное и Восточное депо прифронтовой Кировской железной дороги. Это Мокотов В. П., Габучев Л. Я., Саблин Г. В. Дружинин И. А., Бархатова Т. И., Мельникова А. Остальные работали на других дорогах или на предприятиях других министерств.

   Хочется выразить глубокую благодарность нашим преподавателям Н. Я. Проскурякову, его жене тоже преподавателю Е. В. Текстер, Б. А. Александрову, И. Е. Фомченко и другим, которые совместно с нами, переживая все тяготы того времени старались как можно лучше преподнести и передать свои знания.»

Документы выпускника техникума 1941 года Дмитрия Ивановича Морозова. Получены в эвакуации в декабре 1942 года в Перми.

   В пояснительной записке к годовому отчету за 1942 год говорится: «Техникум начал свое существование самостоятельно со второго семестра 1941/42 года, то есть, с 1 февраля 1942 года. Число учащихся составляло – 46 человек, из них: на втором курсе – 22 человека, на третьем – 24 человека. В феврале и марте было дополнительно принято на первый курс 27 человек. Выбыло из техникума в течение первого полугодия – 28 человек, из них: с первого курса – 17 человек, со второго – 3 человека, с третьего – 8 человек. Причины отсева: уход в армию – 3 чел., уход в военные школы – 11 чел., нежелание учиться – 8 чел., неявка на занятия – 3 чел., смерть – 1 чел., по семейным обстоятельствыам – 1 чел., нарушение трудовой дисциплины – 1 человек. На конец 1941/42 года в техникуме осталось: 45 чел., из них: на первом курсе – 10 чел., на втором – 19, на третьем – 16 человек.

   25 августа 1942 года по приказу Наркома от 26.05.1942 года за №365/Ц, группа третьего курса в составе 14 человек переведена в Куйбышевский техникум. Два человека из группы убыли в армию».

   В 1944 году техникум возвратился в Лодейное Поле и в ноябре студенты приступили к занятиям. Началась новая глава в истории техникума, которая характеризуется дальнейшим совершенствованием дела подготовки высококвалифицированных кадров среднего звена для железнодорожного транспорта. Сразу же после возвращения в г. Лодейное Поле коллективом преподавателей, учащихся и работников техникума была проделана большая и трудная работа по восстановлению учебно-материальной базы учебного корпуса и общежития, лабораторий и кабинетов. Благодаря трудовому подъему, энергии, энтузиазму и настойчивости всего коллектива, удалось полностью восстановить учебно-материальную базу  и приступить к учебным занятиям в установленные сроки. Наряду с восстановлением собственной учебно-материальной базы, коллектив техникума принимает самое активное участие в восстановительных работах предприятий города.

   Осенью 1944 г. здание техникума восстанавливалось силами педагогического коллектива и обучающихся техникума. Для проведения восстановительных работ использовались трофейные строительные материалы. Управление Кировской железной дороги выделяло для ремонта несколько платформ досок, стекол, арматуру и т.д. Были настланы новые полы, остеклены оконные рамы, навешены двери, отремонтировано центральное водяное отопление. В результате, в учебном здании удалось разместить 7 кабинетов и частично оборудовать их. Также были организованы учебные мастерские. Студенты и преподаватели техникума, проявившие активность в ремонтных работах, были награждены нагрудными значками «Ударнику Сталинского призыва»«Отличный восстановитель»    и государственными премиями.  

    Косметический ремонт, произведенный силами преподавателей и студентов техникума, не мог полностью восстановить полное функционирование учебного здания. В 1945 г. была перекрыта крыша учебного здания. Внутренние помещения были отштукатурены и побелены. Восстановлены системы водоснабжения и водяного отопления. Капитальный ремонт здания был внесен в смету ремонтных работ на 1946 г.

   В 1944-1945 учебном году в учебном корпусе техникума были размещены 7 кабинетов (паровозный, физики и электротехники, военный, автотормозной, истории народов СССР, библиотека, спортивный зал и учебные мастерские). «Автотормозной кабинет» был обеспечен необходимым минимумом плакатов частей действующих тормозов и разрезными моделями. В учебном кабинете по истории народов СССР были в наличии исторические карты, альбомы, плакаты и картины по истории ВКП(б), по истории гражданской войны, социалистическому строительству и Великой Отечественной войне. Остальные учебные кабинеты были не полностью оснащены учебно-методическими пособиями. В «паровозном кабинете» был не полный комплект паровозных деталей и плакатов по конструкции паровозов. В кабинете физики приборы для проведения опытов имелись только по двум разделам учебного плана («Законы постоянного тока» и «Электромагнетизм»).

   Для осуществления предусмотренного учебным планом образовательного процесса техникуму не хватало кабинета черчения, технологической, физической, химической и автотормозной лабораторий, производственной базы для обучения токарному, литейному и кузнечному делу.

    В мастерских техникума были установлены 30 пар тисков. В течение учебного года в мастерских были установлены 1 токарный станок, 1 точильный станок и 2 кузнечных станка. Из фондов Управления Кировской железной дороги в мастерские техникума поступили 20 тисков, 1 сверлильный станок и слесарный инструмент.

    При возвращении техникума из эвакуации со станции Шаля в Лодейное Поле, в нем обучалось на I курсе 2 чел., на II курсе – 20 чел и на III курсе - 42 чел. По плану, утвержденному ЦУУЗ НКПС осенью 1944 г. техникум должен был принять на I курс 30 студентов.

   В 1944-1945 учебном году в техникуме обучались 5 студенческих групп: две группы I курса (51 чел.), одна группа II курса (23 чел.) и две группы III курса (44 чел.) Основная часть студентов техникума были уроженцами Молотовской области. Прибыв в КФССР вместе с техникумом, они столкнулись с трудностями в развертывании работы техникума в условиях города, по которому проходил передний край обороны. Поэтому они стремились вернуться на прежнее место жительства.

    Преподавательский состав техникума, включая начальника техникума и его заместителя по учебной работе, состоял из 11 человек, в том числе пять преподавателей были выделены из аппарата Управления Кировской железной дороги. Пятеро преподавателей техникума имели высшее образование, трое преподавателей – среднетехническое, один – среднее педагогическое образование и два преподавателя были опытными производственниками-практиками. Преподаватели-практики вели производственное обучение и учебный курс по устройству и ремонту паровозов. В течение первого учебного полугодия в техникуме отсутствовал военный преподаватель военного дела. Он начал работу только с 20 февраля 1945 г.

    На уровне преподавания учебных дисциплин сказывался маленький педагогический стаж (до 1 года) у преподавателей таких общетехнических и специальных предметов, как технология металлов, механика, электротехника, курса провозов и тяговых расчетов.

    Повышение квалификации преподавателей в 1944-1945 учебном году осуществлялось по ежемесячным индивидуальны планам, в которые входили изучение истории ВКП(б) и научных работ классиков марксизма и ленинизма, изучение и разработка тем по самообразованию.

    В рамках воспитательной работы были организованы коллективная читка газет, выпуск стенгазет, группы по изучению докладов И.В. Сталина. Среди преподавателей был организован кружок по изучению истории партии.

    Таким образом, после возвращения из эвакуации учебные заведения Кировской железной дороги столкнулись с серьезными проблемами: здания техникумов были разрушены и нуждались в капитальном ремонте; не хватало учебно-методических пособий; педагогические коллективы не были полностью укомплектованы. Невзирая на трудности, техникум продолжил свою работу и осуществил набор студентов на первые курсы на 1944-1945 учебный год. Специалисты, подготовленные в техникумах Кировской железной дороги, выполнили свой профессиональный долг и внесли свой вклад в Победу над врагом.

   В эти трудные военные годы на Кировской железной дороге трудились выпускники техникума, впоследствии награжденные правительственными наградами: Горохов Р. Я. – начальник депо станции Кемь и начальник локомотивного депо станции Кандалакша Кузьмин Н. Д., награжденные орденами Трудового Красного Знамени. На станции Кемь работали Антипин Н. М., Долгополов А. П., Каторин В. П., Пономарев М. В., Саблин Г. На станции Кандалакша работали Пекшуев Н. И., Тюньков С. А., Максимов Д. Ф., Фимин А. И. Все они томечены правительственными наградами

   На всех фронтах во всех родах войск храбро сражались воспитанники техникума. Герои Советского Союза Михаил Тимофеевич Рябов – штурман дальней бомбардировочной авиации, выпускник 1935 года Михаил Тимофеевич Рябов. Он совершил 270 боевых вылетов в составе экипажа, бомбил военные объекты в глубоком тылу врага. В 1963 году гвардии полковник Рябов вышел в запас, а затем в отставку. В мирной жизни поддерживал связь с техникумом, часто приезжал на встречи выпускников. В музее колледжа находится его шинель и несколько альбомов с его фотографиями. В честь Героя его именем названа улица в поселке Великая Губа. Его портрет, выполненный в камне, помещен среди 26 Героев Советского Союза в галерее, открытой в Петрозаводске в 1977 году. Василий Васильевич Яковлев - солдат-автоматчик, участвовавший в штурме Берлина.

   Храбро сражались на фронтах войны:

преподаватели колледжа Баранов Владимир Александрович, Барсуков Николай Дмитриевич, Бондаренко Михаил Леонтьевич, Бочаров Алексей Иванович, Воскресенский Леонид Васильевич, Герасимов Михаил Гаврилович, Гладков Александр Васильевич, Долинов Николай Павлович, Елгазин Николай Александрович, Жигунов Анатолий Петрович, Журавлев Григорий Петрович, Иванов Анатолий Савватеевич, Казьмин Иван Дмитриевич, Касьян Григорий Иванович, Кейдо Анжелика Викентьевна, Кононов Дмитрий Дмитриевич, Кручинкин Степан Афанасьевич, Лаврецов Анатолий Павлович, Пудин Николай Федорович, Романов Николай Григорьевич, Савельева Александра Ефимовна, Сакович Ванифатий Сергеевич, Слясский Владимир Владимирович, Соловьев Алексей Евгеньевич, Фиров Михаил Христофорович;

студенты колледжа Александров Григорий Андреевич, Антипин Алексей Михайлович, Баженов Анатолий Дмитриевич, Баранов Александр Яковлевич, Богданов Дмитрий Иванович, Венедиктова Дарья Васильевна, Власова Руфина Александровна, Гейне Георгий Борисович, Гек Валентин Иванович,  Евдокимов Николай Васильевич, Евдокимов Юрий Васильевич, Егоров Михаил Васильевич, Еськин Алексей Яковлевич, Зеленцов Александр Иванович, Зюзин Аркадий Семенович, Иванихин Олег Яковлевич, Кононов Петр Флегонтович, Кононов Владислав Федорович, Кононов Дмитрий Дмитриевич, Кормаков Владимир Васильевич,  Кузьмин Николай Павлович, Кураев Георгий Александрович, Лукьянов Павел Ефимович, Макаров Анатолий Дмитриевич, Маничев Василий Иванович, Машкин Петр Николаевич, Медников Анатолий Михайлович, Морозов Георгий Иванович, Мухин Николай Семенович, Неелов Михаил Петрович, Новожилов Владимир Александрович, Пастухов Василий Феоктистович, Панфилов Макс Петрович, Пашков Николай Александрович, Питерцев Василий Васильевич, Распопов Александр Константинович, Ращупкин Павел Иванович, Романов Александр Иванович, Романов Федор Евгеньевич, Редькин Борис Кузьмич, Савкин Василий Николаевич, Сивков Борис Аверьянович, Соловьев Алексей Яковлевич, Спирков Василий Георгиевич, Сысоев Александр Васильевич, Тарасов Федор Михайлович, Тетин Николай Васильевич, Тепеницын Юрий Николаевич, Тресков Александр Васильевич, Тюньков Сергей Александрович, Федин Александр Иванович, Филиппов Василий Васильевич, Филиппов Петр Алексеевич, Хохлов Алексей Михайлович, Шкалабердо Михаил Григорьевич, Шляхов Александр Федорович, Чаблин Михаил Николаевич, Царев Алексей Александрович, Якубик Николай Ананьевич.

    В боях под Москвой погибли рядовое Калинкин Федор Степанович и  Тюньков Андрей Михайлович; под городом Вышний Волочёк - сержант Кузьмин Владимир Дмитриевич; рядовой Куракин Олег Федорович – под городом Калининым; партизан Шабанов Владимир Матвеевич – под Ржевом.

Под Ленинградом погибли: гвардии старший лейтенант Елесин Алексей Николаевич, рядовой Самсонов Семен Акимович, рядовой Никифоров Василий Дмитриевич, рядовой Островский Николай Яковлевич; в боях за Ораниенбауманский «пятачок» - старший сержант Волокославский Борис Александрович.

Под Псковом погиб сержант Клеков Виктор Александрович, под городом Невель - автоматчик Базанов Иван Васильевич, под Новгородом - лейтенант Шлипаков Сергей Владимирович, а разведчик Осипов Николай Иванович – на Карельском фронте.

Под Сталинградом погибли рядовой Богданов Борис Николаевич и гвардии лейтенант Брагин Анатолий Иванович, под Курском - рядовой Габучев Юрий Яковлевич.

Под Ростовом погиб лейтенант Алешин Михаил Федорович,  под Орлом - рядовой Каблуков Виктор Иванович.

На Украине, на станции Родаково погиб рядовой Саблин Виктор Васильевич, при форсировании Днепра - гвардии капитан Филинцев Леонид Павлович, в боях за Киев – младший лейтенант Мокин Виктор Васильевич, а гвардии сержант Суровцев Андрей Александрович – в деревне Г. Долины под Ивано-Франковском.

Под эстонским городом Нарва погиб разведчик Филиппов Евгений Иванович. Освобождая Польшу, погиб старший лейтенант Мухин Павел Васильевич, в Кенигсберге - лейтенант Спирков Алексей Федорович, в Восточной Пруссии - сержант Назаров Василий Алексеевич, в Австрии – гвардии майор Парфенов Александр Арефьевич, а гвардии старший лейтенант Мариничев Борис Иванович и гвардии старший лейтенант Палкин Борис Афанасьевич – в Германии.

Без вести пропали: политрук Ершов Н. Н.; старший лейтенант Воскресенский Леонид Никанорович; старший лейтенант Литвиненко Сергей Самойлович; лейтенант Чистяков Павел Петрович; младший лейтенант Евдюхин Василий Александрович; младший лейтенант Смекалов Николай Михайлович; сержант Евдокимов Георгий Семенович; рядовой Битов Александр Сергеевич; рядовой Болотков А. Д.; рядовой Бугаев А. Д.; рядовой Костенко Г. С.; рядовой Кустов Михаил Иванович; рядовой Мирохин А. А.; рядовой Митрофанов П.; рядовой Михеев Н. Ф.; рядовой Павлов Анатолий Иванович; рядовой Паршуков И. П.; рядовой Рязанов В. И.; рядовой Садолов Анатолий Михайлович; рядовой Филькин В. А.; рядовой Филатов Сергей Кузьмич.

Документы из личного дела выпускника 1938 года Бориса Александровича Палкина, заместителя командира танковой роты по технической части, погибшего 26 апреля 1945 года в Германии.

 

Наверх