Техникум в годы восстановления народного хозяйства (1945 – 1959)

   9 мая 1945 года отгремели залпы победных салютов. Великая Отечественная война закончилась. Для советских людей началось непростое время восстановления народного хозяйства. Из воспоминаний выпускника техникума 1949 года Семенова Ивана Ивановича: «Очень трудными были первые послевоенные годы: надо восстанавливать разрушенное хозяйство, налаживать учебный цикл. Достаточно напомнить, что ни в одном классе не было полностью застекленных окон, не работало отопление, водопровод. Благодаря молодости, энергии и ответственности начальника техникума Лысого Мирослава Михайловича были созданы студенческие бригады по восстановлению хозяйства.

   Во всех классах были установлены железные бочки, оборудованные под печки – буржуйки, шел ремонт батарей отопления, водопровода и другие работы. Студенты направлялись на работу в Лодейнопольский леспромхоз, который взамен давал отходы – дрова. Учитывая, что до 1947 года была карточная система на хлеб и другие продукты, то студенты вынуждены были работать в колхозах. Труд их оплачивался картофелем, овощами, которые поступали в столовую. По инициативе начальника техникума в районе речки Каномки был отведен земельный участок, который был распределен по классам, затем за каждым студентом в размере одной сотки. В обязанности студента входило разработка земли, а посадки производились коллективно. Выращенные овощи поступали в столовую, а кто проживал  в частных домах – выдавали натурально.

   Проводимые вышеуказанные мероприятия были направлены на облегчение нелегкой жизни студентов. Сам начальник техникума преподавал «Технологию металлов» и это он делал очень грамотно и профессионально. Теоретические знания как правило подкреплялись практикой на производстве в локомотивном депо станции Лодейное Поле. Плановые практики проводились в ремонтных цехах депо, на Вологодском паровозоремонтном заводе».

   Заместитель начальника Кировской железной дороги по кадрам директор-полковник административной службы Румянцев так характеризовал начальника Лодейнопольского техникума железнодорожного транспорта, инженер-капитана тяги Мирослава Михайловича Лысого: «В момент поступления М. М. Лысого на должность начальника техникума состояние хозяйственной и учебно-воспитательной работы техникума было неудовлетворительное. В учебном здании техникума в результате разрушений, причиненных войной, проводить учебные занятия было невозможно, в выполнении учебного плана были отставания на 22%, успеваемость по техникуму была равна 57%, массовая политико-воспитательная работа в техникуме велась неудовлетворительно. За период 1945-1946 года в техникуме своими силами восстановили центральное водяное отопление, канализацию, организованы учебные кабинеты: паровозный, автотормозов, чертежный, военный, физики и электротехники, истории народов СССР, библиотека. Педагогический коллектив был укреплен преподавателями специалистами, начата методическая работа по повышению квалификации преподавателей. В 1946 году выполнен план приема, уменьшен отсев учащихся, учебный план был выполнен за каждый год, успеваемость повышена до 88,4%, массово-политико-воспитательная работа была развернута в разнообразных формах».

   В 1945 г. была перекрыта крыша учебного здания. Внутренние помещения были отштукатурены и побелены. Восстановлены системы водоснабжения и водяного отопления. Но косметический ремонт, произведенный силами преподавателей и студентов техникума, не мог полностью восстановить полное функционирование учебного здания. Поэтому капитальный ремонт здания был внесен в смету ремонтных работ на 1946 г.

В 1946 году состоялся первый послевоенный выпуск группы техников паровозного хозяйства в количестве 40 человек.

В 50-е годы в техникуме работал литературный кружок, руководимый преподавателем русского языка и литературы Елизаветой Владимировной Текстер.

   До 1956 года в техникуме учились только парни. В 1956 году была открыта специальность «Эксплуатация железных дорог». Это было вызвано ростом железнодорожных перевозок и большой потребностью дороги в кадрах организаторов и руководителей процесса перевозок грузов и пассажиров. Впервые набрали две группы эксплуатационников 1-Э-70 и 1-Э-71 (девушки и парни). Условия приёма были привлекательными: отличников учёбы, закончивших 7-ой класс с Похвальной грамотой, принимали без экзаменов. Выбор учебного заведения определялся ещё и тем, что город Лодейное Поле был городом железнодорожников. Немаловажным мотивом был тот факт, что к середине пятидесятых годов наметились трудности с поступлением в ВУЗы, а выпускники техникумов, вошедшие в 5% выпуск, зачислялись в институт без экзаменов. К сожалению, в 1959 году эти льготы были отменены. Но основная причина поступления в железнодорожный техникум - это возможность получить среднетехническое образование, не уезжая из дома. В тот год стипендия в 185 рублей, при условии проживания с родителями, частично решала финансовые проблемы в семье. Выпускница 1960 года Власова (Голубцова) Зинаида Сергеевна вспоминала: «Финансовое положение нашей многодетной семьи было крайне тяжелым. Мне повезло, что в год окончания седьмого класса железнодорожной школы №6 на одни пятерки, объявили прием в техникум и девочек (раньше учились одни парни), да еще, если отличник – без экзаменов. Грех было не воспользоваться таким случаем. Последнюю точку в сомнениях поставила форма одежды и «красная фуражка».

В этот период  директором техникума был Григорий Иванович Касьян.

Он и преподавал движенцам дисциплину «Подвижной состав железных дорог».

 

Заведующий учебной частью был Николай Петрович Гришин.

Он же исполнял обязанности заведующего отделением. 

   Обучение первых движенцев проходило в трудных условиях. Не было в нужном количестве учебников по спец. предметам, отсутствовали наглядные пособия. Одному из первых штатных преподавателей-специалистов Н. В. Березнёву пришлось выезжать в Ленинград, в ЛИИЖТ. Руководство института оказало посильную помощь: подарило несколько учебников, наглядные пособия - несколько курсовых проектов по железнодорожным станциям и узлам, а также по составлению графиков движения поездов. С большими трудностями в течение 2-х лет с помощью учащихся оборудовали первые два кабинета: «Железнодорожные станции и узлы» и «Организация движения». Среди учащихся был объявлен конкурс на лучшие курсовые проекты, в результате которого появились новые наглядные пособия: схемы станций, график движения поездов и др.

   Лекции читали приглашённые производственники. Так дисциплину «Путь и путевое хозяйство» вел Геннадий Вениаминович Мельков - начальник Лодейнопольской дистанции пути, в дальнейшем заместитель начальника Октябрьской железной дороги. «Экономическую географию» - Мария Ивановна Шуб, инженер станции Лодейное Поле, в дальнейшем главный инженер станции Волховстрой-1.

Но были и штатные преподаватели спец. дисциплин. Память первых учащихся специальности сохранила самые тёплые, самые душевные воспоминания о своих преподавателях. Вспоминает учащаяся группы Э-70 Зинаида Сергеевна Власова (Голубцова):

Николай Васильевич Березнёв преподавал дисциплины «Станции и узлы» и «Организация движения» - бывший начальник станции Тихвин, заместитель начальника станции Бабаево. Все учащиеся были влюблены в него и его лекции. Преподавал прекрасно.

«Воскресенский Леонид Васильевич, личность оригинальная, прекрасно знающий свою техническую механику. Всегда суровый, почти грозный, но глубоко порядочный человек».
«Епихин Борис Петрович, спокойный, толковый и обаятельный человек. Преподавал дисциплину «Сигнализация, централизация, блокировка и связь».

«Соловьёв Алексей Евгеньевич, преподавал  электротехнику. Добрейший человек, всегда улыбающийся и разумно требующий знаний предмета».

«Фиров Михаил Христофорович. Умница! Затаив дыхание слушали его лекции по физике. Знал он  математику, химию и электротехнику. Его кабинет - научная лаборатория. Покоряли его превосходные знания дисциплин, безупречная грамотность, чёткая речь, интеллектуальность, интеллигентность, умный юмор, требовательность, при уважительном и доброжелательном отношении к учащимся».

Семён Андреевич Ширяев преподавал дисциплину «Грузовые перевозки и коммерческую работу», «Склады и механизмы».

   Лодейнопольский период учебы для первых студентов отделения «Эксплуатация железных дорог» был, наверное, главным. За эти годы «вчерашние школьники» стали не только грамотными специалистами, но и эрудированными людьми. Слова глубокой благодарности говорит З. С. Власова от имени учащихся группы Э-70, классному руководителю Таисии Семёновне Бобровой: «С вашим появлением, наша серая, строгая «мужская» жизнь оживилась, стала очень  насыщенной и интересной. Она всеми силами пыталась расширить кругозор  будущих «командиров» станций. У большинства из нас родители были малограмотные, радио было не у всех, газет не выписывали. Вот далеко не всё, что сохранила наша память о внеучебной жизни в техникуме: следим за событиями в мире, готовим спектакли, участвуем в концертах, ведь в техникуме каждую субботу - танцы при условии, что подготовим выступление художественной самодеятельности Ежегодно ездим на уборку урожая, об этих поездках можно написать целую книгу. Даже зимой выезжали в колхоз на вывозку навоза на поля. Занимались разборкой фундамента, разрушенного во время войны железнодорожного вокзала. Спортивная жизнь кипела. В районе учащиеся техникума обычно были призёрами. В техникуме работал свой радиоузел, который собрали сами учащиеся. Учащиеся железнодорожного техникума в Лодейном Поле были элитой городской молодёжи».

В 1957 году состоялся последний выпуск отделения «Паровозное хозяйство».

1958 год - первый выпуск отделения «Тепловозное хозяйство», а в 1959 году состоялся последний выпуск техников тепловозного хозяйства в Лодейном Поле.

Всего за период работы техникума в Лодейном Поле и эвакуации было выпущено 1058 молодых специалистов для железнодорожного транспорта страны.

   
   

 

Наверх