Лодейнопольский период (1930-1941 годы)
   Эффективность работы Мурманской магистрали, как и других транспортных артерий страны, во многом зависела от квалификации рабочих, служащих и инженерного персонала. Послевоенное восстановление железной дороги, ввод ее в полную эксплуатацию потребовал привлечения большого количества специалистов железнодорожных специальностей. Однако в период Гражданской войны значительная часть высококвалифицированных железнодорожников покинула район пролегания дороги. Для подготовки рабочих основных транспортных специальностей при Мурманской железной дороге был создан учебный комбинат, отделения которого располагались на отдельных станциях, при крупных предприятиях – паровозных и вагонных депо, дистанциях пути, связи и электроснабжения. Одним из отделений учебного комбината стал «Тягово-эксплуатационный техникум железнодорожного транспорта», на базе которого в 1930 году был создан наш колледж.

 

 

 

 

Здание техникума

 

 

 

 

Здание общежития

     Народным Комиссариатом Путей сообщения и Управлением Мурманской железной дороги была проведена большая подготовительная работа по созданию учебно-материальной базы, по комплектованию штата преподавателей и мастеров производственного обучения из числа лучших учителей школ Мурманской железной дороги. Первым директором Учебного комбината и техникума был назначен Владимир Вульфович Свердлов. В начале 1932 года на эту должность заступил Николай Яковлевич Островский, а в январе 1935 года удостоверения подписывал Алексей Иванович Зусман.

    Комплектовался первый набор учащихся долго, с августа по сентябрь 1930 года, поэтому занятия начались только 1 октября.

   В первые годы существования техникума подготовка специалистов велась по двум специальностям – «Паровозное хозяйство» и «Вагонное хозяйство».

В 1934 году состоялся первый выпуск из 67 человек, а в 1935 году первый выпуск группы вечернего обучения специальности «Техник паровозного хозяйства». До 1938 года техникум готовил техников паровозного и вагонного хозяйства, а затем только паровозного. С 01.05.1935 года произошло разделение Учебного комбината станции Лодейное Поле на школу ФЗУ и Лодейнопольский механический техникум железнодорожного транспорта. Начальником техникума был назначен Иван Дмитриевич Казьмин.

Учеба в техникуме в те годы проходила по методу бригадного обучения. Что это значило. Группа учащихся разбивалась на малые бригады по 4-6 человек в каждой. Объяснение преподавателя на уроке слушали все вместе, а самостоятельная работа и подготовка учебного материала к сдаче на оценку проходила побригадно, материал изучали сообща. Зачет по пройденному на уроке материалу на оценку проходил в индивидуальном порядке. Это поднимало чувство ответственности каждого члена бригады за полученные знания, развивало чувство коллективизма.

    Условия жизни в общежитиях в то время были нелегкими. Все работы по обслуживанию выполнялись силами учащихся. Из воспоминаний Зинаиды Михайловны Ванюшовой (выпускницы 1935 года): «Жили по 10-12 человек в комнате; общежитие было полублагоустроенное (был лишь водопровод), приходилось пилить и колоть дрова, топить печи, следить за чистотой помещений. Жилось нам иногда голодно, холодно, одеты мы были плохо. Обычно ребята носили косоворотки или клетчатые рубашки, иногда футболки. Девушки были одеты в юбки с кофтами или в те же футболки. На ногах зимой и летом – парусиновые туфли. Если кому-нибудь из дома присылали прорезиновые туфли с голубой каймой, то они вызывали всеобщее восхищение. Зимних пальто, как правило, никто не имел, и это у нас считалось в порядке вещей. У немногих девушек были ватные жакеты с небольшим меховым воротником.

   Стипендия в зависимости от курса составляла от 21 рубля до 35 рублей в месяц, получали ее не все учащиеся, некоторые считались «материально обеспеченными». Конечно, ее не хватало на проживание, и мы частенько ходили разгружать вагоны с солью, бумагой, зерном, дровами, так как знали, что и родителям нашим живется трудно. Все это мы делали без горечи, без обиды, так как в это время терпели нужду все или почти все. Зато, какими казались дорогими заработанные деньги: шли в столовую и сразу съедали по два вторых блюда».

   Техникум имел свою, хорошо оборудованную столовую, размещалась она в полуподвальном помещении учебного корпуса. Заведующей столовой была Вера Алексеевна Колосова, а старшим поваром была «тетя Катя» (так ее звали все учащиеся). Сколько теплоты и душевного участия в жизни студентов играли эти две женщины. Память о них никогда не угаснет. По словам Владимира Александровича Ковакина (выпускника 1934 года), после выхода из стен техникума, спустя два-три года Вера Алексеевна безошибочно называла имя и фамилию встретившегося ей на улице бывшего студента.

   Сначала столовая была предназначена для питания иногородних студентов, проживающих в общежитиях. Книжка на рацион (завтрак, обед и ужин) стоила 18 рублей в месяц. В начале 1933 года в столовой организовали питание по служебным талонам инженерно-технических работников железнодорожного узла. Чуть позднее такие талоны стали выдавать и хорошо осваивающим учебную программу студентам.

   Первые годы становления техникума совпали со значительными этапами в жизни нашей страны. Это претворение в жизнь первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, который ставил своей задачей построить фундамент социалистической экономики и осуществить коллективизацию сельского хозяйства. Проблемы страны были проблемами учащихся техникума. Но, не смотря на трудности жизни, вся молодежь 30-ых жила ярко и интересно.

   По инициативе комитета комсомола был организован кружок художественной самодеятельности. Его участники с увлечением готовили спектакли и ставили их на студенческой сцене, своими силами разрабатывали концертные программы. Работал литературный кружок, руководимый преподавателем русского языка и литературы Елизаветой Владимировной Текстер.

Преподаватель математики Николай Яковлевич Проскуряков вел математический кружок, который впоследствии оказал значительную помощь выпускникам при поступлении в высшие учебные заведения.

      Из воспоминаний З. М. Ванюшовой: «У нас в техникуме не было радио. Учащиеся нашей группы Н. Кузьмин и В. Гек собрали и организовали радиоузел. Когда нас предупредили, что в такое то время будет говорить радиоузел техникума, мы ребята, без ведома преподавателей, собрались в актовом зале и слушали выступления наших ребят по радио. А когда Коля Яковлев в конце передачи исполнил песню «Когда я на почте служил ямщиком» - совсем было чудо».

   Вспоминает выпускник 1935 года Николай Дмитриевич Яковлев: «Ребята очень любили танцевать. Танцы проводились каждую субботу с восемнадцати до двадцати трех часов. Военрук, он же физрук, Николай Александрович Елгазин так поставил перед ребятами вопрос: «Если хотите отдыхать, то всю ответственность за проведение танцевальных вечеров берите на себя».

    И вот студенты в порядке очередности каждую субботу выставляли группу, которая следила за порядком. При входе в техникум стояли часовые с винтовками, пропускали только «своих». И всегда на этих вечерах был полный порядок. Контингент студентов техникума большей частью был мужским. Однако в начале 30-ых годов Лодейное Поле казался молодежным городом. В нем проживало около пятнадцати тысяч жителей, но было три техникума: железнодорожный, медицинский и педагогический – так что проблем с партнершами на этих мероприятиях не было».

   Еще один интересный момент из жизни студентов того времени приводит Н. Д. Яковлев : «В техникуме не было струнного и духового оркестра. С решением этого вопроса ребята обратились к директору, но в ответ услышали, что денег на приобретение музыкальных инструментов нет. Оригинальный выход из неразрешимой ситуации предложил главный бухгалтер техникума Степан Иванович Отрепкин. Он заключил с рядом предприятий Лодейного Поля договора на выполнение хозяйственных работ. Эти работы учащиеся выполняли во внеурочное время и на заработанные деньги купили необходимые инструменты. Но для духового оркестра нужен был руководитель. Здесь снова помог Степан Иванович – нашел «дядю Мишу», оформил его комендантом общежития и предложил ребятам выполнять его обязанности, что они добросовестно и делали, «дядя Миша» учил их играть на духовых инструментах.

   Многие студенты умели играть на струнных инструментах и сами организовали струнный оркестр. Так благодаря инициативе и стараниям ребят были созданы два отличных оркестра, которые сопровождали многие мероприятия, проводимые в техникуме.     

Педагогический коллектив довоенного периода состоял из преподавателей, которые получили высшее образование в дореволюционное и революционное время, имели опыт преподавания в гимназиях, мастеров производственного обучения отличала высочайшая профессиональная подготовка. В памяти выпускников техникума 1934-1935 годов остались следующие имена:

  • Винзбурн Юрий Константинович – преподаватель немецкого языка, обладал редкой способностью прививать интерес к иностранному языку. Завершив учебный курс, переехал в Ленинград преподавать в одном из высших учебных заведений города. В 1937 году – репрессирован.
  • Елгазин Николай Александрович был весьма уважаемым преподавателем техникума, преподавал военное дело. Рослый, стройный, с безукоризненной выправкой мужчина. Обладал мощным, густым басом, виртуозно играл на рояле. До революции окончил Михайловское военное училище, участник первой мировой и гражданской войн. По его инициативе был сформирован военизированный батальон, по его чертежам в мастерских ФЗУ была изготовлена действующая трехдюймовая пушка. Таскали ее учащиеся – артиллеристы на лямках, совершали походы, чаще - ночные. В одном из двухсуточных походов студент Костя Дорошкевич в лесу задержал одного из сорока заключенных, сбежавших из какого- то лагеря. Администрация техникума объявила Косте благодарность. (из воспоминаний Ковакина В. А. – выпускника 1934 года).
  • Кибирский Вениамин Иосифович – самый молодой преподаватель техникума, он был старше учащихся на каких-то пять лет, хорошо знающий свое дело и весьма требовательный. Он преподавал черчение.
  • Кудрик Петр Корнеевич – выпускник Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, вел описательный курс тепловозов. Истинно украинская душа, свои лекции разбавлял всевозможными байками.
  • Лебедев Борис Михайлович -  выпускник Петербургского университета, участник Первой мировой войны, преподавал математику. Во внеурочное время вел кружок практической электротехники, обучал учащихся работе с киноаппаратурой. Закончив преподавать курс высшей математики, в 1932 году Лебедев Б. М. покинул город Лодейное Поле, получил звание профессора и преподавал математику в Свердловском университете.
  • Ойзерман Павел Осипович – выпускник Берлинского политехнического и Петербургского технологического институтов, преподавал технологию металлов и машиноведение.
  • Скрипниченко Дмитрий Прохорович – выпускник Петроградского политехнического института, вел предметы: теория и конструкция паровоза, автотормоза и техническая эксплуатация железных дорог, сопротивление материалов. Затем, через два года, переехал в Ленинград, одно время был директором Дома техники Октябрьской железной дороги.
  • Смирнов Александр Константинович – вел диалектический и исторический материализм. Человек он был спокойный и весьма добродушный. Предмет свой он вел интересно, отвечал на самые каверзные вопросы, которые задавали ему учащиеся.
  • Текстер Елизавета Владимировна - преподавала русский язык и литературу.
  • Фиров Христофор Трофимович – преподавал теорию и диагностику паровоза. Предмет вел изумительно увлекательно. Чувствовалось, что он долгое время работал машинистом. Рассказывал много всевозможных историй, связанных с паровозом, порой весьма забавных. На его уроках никогда не разговаривали, даже шепотом.
  • Юркевич Валентин Гаврилович – преподавал теорию и конструкцию паровоза, автотормоза и техническую эксплуатацию железных дорог, сопротивление материалов, теорию и конструкцию вагонов. В 1937 году репрессирован.

   Большую роль в общественной жизни техникума играла комсомольская организация. Уже тогда в стране чувствовалась угроза войны. То, что фашизм будет нашим самым главным врагом, не вызывало сомнений, и поэтому молодежь под руководством комсомольского актива начала усиленно заниматься военной подготовкой. Для этого использовалась дворовая территория, огражденная улицами Свердлова и Советской, железнодорожным городком и станционными путями. На этой площадке проходили все спортивные соревнования и военизированные учения.

   Учащиеся сдавали нормы на значок «Готов к труду и обороне», бегали, стреляли в противогазе и без него. Группами выезжали на два-три дня за 15-20 километров от Лодейного Поля, разбивали лагерь, где и проводили военные игры. Недалеко от города строился военный аэродром и ребята принимали в его строительстве самое активное участие.

«Производственным навыкам нас обучали прекрасные специалисты первой руки, имевшие многолетний навык:

Август Христофорович Брувер – слесарное дело;
Георгий Тулачек – слесарное дело;
Виктор Иванович Волков – слесарное дело;
Беспалов – столярное дело;
Иван Иванович Жулис – кузнечное и токарное дело;
Дряхлов – кузнечное и токарное дело.

   Котельную и слесарную практику по ремонту паровозов проходили в паровозных депо Мурманской дороги, а практику по ремонту вагонов – в Лодейнопольском и Октябрьском (Ленинград) ВРЗ.

   Практику по эксплуатации паровозов (один или два месяца кочегарами и шесть месяцев помощником машиниста) проходили в паровозных депо дороги. На первую практику в должности помощников машинистов, мы выехали в декабре 1932 года, а закончили в конце января, начале февраля 1933 года. Тогда же все мы (каждый в своем депо) сдали экзамены на право занимать должность помощника машиниста паровоза». (Из воспоминаний выпускника первого выпуска 1934 года Владимира Александровича Ковакина).

   В 1937 году Лодейнопольским механическим техникумом паровозного хозяйства была выпущена группа №3 теплотехников, в которой училось восемь девушек, но, к сожалению, окончило техникум только семь.

   За весь период до начала Великой Отечественной войны техникум, не смотря на все трудности, с достоинством выполнил свою задачу: создал материально-техническую базу и подготовил около 400 высококвалифицированных специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта. На протяжении всего долгого пути менялось многое, но неизменным оставалось одно – техникум готовил высококвалифицированных специалистов.

 

Наверх